Самые распространенные причины отказа идти в школу

На определенном отрезке времени у детей случается ученический кризис, когда они наотрез отказываются идти в школу. Иногда это чем-то мотивируется, но чаще всего ребенок утаивает от родителей реальную причину. Зачастую она банальна – надоели занятия и домашние задания, но есть и другие. Родителям остается только уговаривать чадо не глупить и ходить дальше в школе, потому что знания в жизни очень важны, без образования не устроиться на хорошую работу и т.п. Но какие бы причины они не находили, до школьника на данном этапе это вряд ли дойдет.

Почему дети так реагируют на образовательный процесс и уговоры взрослых? Во-первых, это психологический момент, когда они остро нуждаются во внимании. Задачей родителей является выслушивание всех жалоб и переживаний своего чада, определение причины происходящего и путей решения проблемы в кратчайшие сроки. Если мама и папа не справляются, то необходимо обратиться к детскому психологу.

Чтобы облегчить анализ проблемной области, эксперты составили рейтинг самых популярных причин, из-за которых школьники отказываются посещать занятия, а также предлагают пути их решения:

1. Повышенная нагрузка.

Это самая распространенная причина, по которой ученики не хотят ходить в школу. Сегодня в младших классах каждый день учащиеся вынуждены сидеть по 5-6 уроков, а это около 5 часов, если считать с переменами. К этому времени нужно прибавить порядка 2 часов на выполнение домашней работы. Многие дети дополнительно посещают различные кружки и секции – это еще не менее 1 часа. Таким образом в сумме получается ежедневная занятость в 7-8 часов.

Детский организм быстро устает, а такие умственные нагрузки выматывают еще сильнее. Из-за отсутствия свободного времени школьники вынуждены ложиться позднее. Следовательно, остается меньше часов для сна. Ученые доказали, что частое недосыпание снижает память и внимание, поэтому работоспособность учащегося падает в несколько раз. Со временем организм полностью истощается, появляется раздражительность, частые нервные срывы, заканчивающиеся депрессией. Это и влечет за собой отказ от похода в школу.

В таких случаях родителям важно вдумчиво составить режим дня. Во-первых, следует уделить внимание сну. Его продолжительность должна быть не менее 9 часов. Во-вторых, замедлить истощение организма поможет правильное питание. В-третьих, важно оставить место для активного времяпрепровождения на свежем воздухе – не менее 3 часов. В-четвертых, из всего многообразия секций лучше выбирать спортивные. Они помогут укрепить организм и удовлетворить биологическую потребность школьника в движении.

2. Низкая успеваемость.

Когда что-то не получается, хочется все бросить и уйти прочь. Аналогичную параллель можно провести и со школьниками. Если ребенок не понимает материал, то возникают определенные проблемы с выполнением домашних заданий. Это влечет за собой снижение успеваемости, то есть плохие оценки. Чем хуже успеваемость, тем ниже желание учащегося ходить в школу.

Причины плохих оценок могут быть разными: отсутствие внимания и рассеянность, проблемы с памятью, физиологические особенности и многое другое. Одной из причин является также низкая мотивация к образовательному процессу. В раннем возрасте дети не способны самостоятельно справляться с проблемами, поэтому сразу идут на отказ и замыкаются в себе.

Родителям не нужно отчаиваться. Со школьниками нужно беседовать, помогать им в выполнении домашних заданий, разбирать вместе примеры, совместно читать произведения. Если того требует ситуация, можно нанять репетитора. Нередко выйти из сложившейся ситуации помогают психологи.

3. Конфликты в школе.

Эту причину отказа от похода на занятия можно разделить на две составляющие: проблемы с учителем и конфликт с одноклассниками. Для детей психологически опасны оба варианта. В первом случае проблема чаще всего в преподавателе. Многие учителя одинаково относятся ко всем учащимся в классе. Это правильно, но только в случае с адекватными мерами обучения. Если учитель тиран, то дети его будут бояться и ненавидеть. Иногда педагоги позволяют себе предвзято относиться к отдельным школьникам. Дети всегда это чувствуют и отвечают тем же.

Что касается проблем с одноклассниками, то они встречаются сплошь и рядом. Больше всего достается слабым детям с мягким характером, тихоням. В младших классах дети могут быть жестокими и несправедливыми. Если ученик, которого обижают, очень ранимый, то любой конфликт с одноклассниками может вылиться в протест против похода на занятия.

В этом случае родителям нужно терпеливо выслушать свое чадо, поддержать его, успокоить, привести примеры из жизни, как справляться с такими ситуациями. Важно с первого класса научить ребенка быть самостоятельным, уверенным в себе, стойким к шуткам окружающих.

В случае конфликта с учителем рекомендуется пообщаться на эту тему с другими родителями, затем с преподавателем, но без обвинений и ругательств. Если в ходе анализа выяснилось, что дело в учителе и компромисса с ним не найти, следует идти к директору школы с серьезным разговором.

4. Завышенные требования.

Существует категория родителей, которые постоянно заставляют своих детей учиться лучше и лучше. Чаще всего в своих суждениях они берут пример с одаренных учащихся, отличников, призеров срезов знаний. В итоге ребенка начинают отчитывать за оценку «4». Почему не «пятерка»? Нередко конфликт доходит до рукоприкладства. Постепенно у школьника появляется ненависть к учебе.

В этой ситуации вина целиком на родителях. Если бы они адекватно относились к способностям их ребенка, никакой проблемы не было. Родители должны понимать, что одинаковых детей не бывает. Неправильно требовать от школьника быть отличником, если он медленнее остальных понимает программу. Если мама и папа хотят высокой успеваемости, то должны систематически трудиться над заданиями вместе с ребенком или нанять ему в помощники профессионала — репетитора, который поможет ребенку понять материал и сможет подтянуть его по проблемным предметам.

Оксана Михалюк

Мы с репетитором начали заниматься не заблаговременно (по моей вине, спохватилась за 3 месяца до экзамена). Несмотря на это я сдала ЕГЭ по истории на 82 балла. Подготовка к экзамену была очень интенсивной, но я справилась и поступила на бюджет!

Александр Карлов

Приятно, что занятия проходят на одном дыхании и всегда по-разному. Мы размышляем над теоретическими вопросами, решаем тесты, задания из олимпиад, в общем репетитор старается развивать меня, за что ему большое спасибо.

Сейчас читают:
Статьи
Основные правила борьбы со страхом перед экзаменами

Экзамены – едва ли не единственная пора, которая действительно пугает школьников....

Подробный анализ видов экстернатной формы обучения

Многие родители не до конца понимают значение экстернатной формы обучения. Одни ее...

Алгоритм эффективной подготовки первоклассника к школе

Как правильно готовить детей к первому классу? Об этом должны задумываться все...

Советы по оформлению справки об освобождении от физкультуры

Физкультура считается одним из самых любимых уроков школьников, но далеко не все...

Лечение самых распространенных болезней школьников

На здоровье ребенка влияет множество разных факторов, как питание, окружающая среда,...

Рекомендации экспертов по выбору портфеля

При подготовке к школе важно уделять внимание портфелю. Многие родители относятся к этому делу...

3 основных этапа подготовки ученика к школе

Подготовка ребенка к школе – очень важный процесс. Он требует высокой ответственности и...

Самые важные классы в школьные годы

Какие классы в школе важнее остальных? Этот вопрос в первую очередь интересует учащихся. Если бы они...