Правильный подход к образовательному процессу

В каком возрасте нужно заставлять ребенка учиться? Многие родители с благими намерениями навязывают детям образование с ранних лет. В дошкольном возрасте им хочется научить малышей программе первого класса, чтобы процесс обучения в будущем проходил легче. Далее идут нравоучения по поводу среднего и высшего образования. Понятное дело, родители всегда стремятся дать своему ребенку самое лучшее, а образование – это фундамент для будущих карьерных успехов.

В этой связи главное, чтобы процесс обучения не превратился в каторгу и соответствовал возрасту обучаемого. У каждого ребенка есть свои особенности. В детстве у всех детей крайне ранимая психика. Поэтому они всегда ко всему новому относятся с трепетом, опаской, надеждой. Если ребенку наскучит домашнее обучение, то начнутся слезы и крики.

Проблема в примерах

Образовательный процесс должен быть интересным. Нет смысла нагружать голову и психику 4-летнего ребенка изучением иностранных языков, если он только начал нормально связывать слова на родном языке. Из-за неправильного «дозирования» знаний дети часто начинают заметно тормозиться в развитии.

Некоторые родители этого не понимают. Как может дополнительное обучение вредить общему развитию чада? Для примера можно взять компьютер, который работает очень медленно в силу несоответствия аппаратных характеристик современным системным требованиям. Иными словами, компьютер очень устарел. Однако пользователь безжалостно грузит его параллельными графическими задачами, которые требуют массу ресурсов. Их у компьютера нет, поэтому в определенный момент он зависнет. Чтобы привести его в «чувства», потребуется перезагрузка, однако с человеком такое не выйдет.

Аналогичная ситуация обстоит с ребенком в дошкольном возрасте. Именно поэтому программа подготовки должна соответствовать физиологическому развитию ребенка. Если брать конкретно изучение иностранного языка, то к занятиям нужно приступать только тогда, когда дошкольник уже научился хорошо разговаривать на родном языке и немного писать. А это будет возможно только к 6 годам. Психологи утверждают, что дети восприимчивы к обучению письма только в возрасте 5 лет. Причиной является недостаточно физическое и умственное развитие. Исключением могут служить лишь дети-вундеркинды, но их подавляющее меньшинство.

Не стоит думать, что из обычного ребенка насильно можно сделать одаренного гения. Родители, которые так считают, зря перегружают ребенку голову. Ничего хорошего и полезного из этого не выйдет. В конечном итоге дошкольник возненавидит и образование, и учителей, и школу, еще не пойдя в первый класс. И это отвращение от учебы «излечить» уже будет крайне тяжело. Помочь смогут только квалифицированные детские психологи. А всему виной окажутся назойливые родители.

Поход в школу

Как только ребенок начал ходить в первый класс, задачей родителей становится постоянный контроль за выполнением домашних заданий. Он должен носить систематический характер. Разрешается помогать ребенку выполнять те или иные задания, в которых он плохо разбирается. Но помощь не подразумевает полного решения задачи или прочтения произведения за школьника. Родители должны подводить ребенка к правильному ответу. В этом случае он поймет материал и сделает работу над ошибками.

Не нужно навязывать школьнику свою помощь. Если речь будет идти о творческом задании, то постоянное вмешательство взрослых в анализ будет способствовать торможению личностного развития ребенка. В случае с точными науками, как математика или физика, чужое решение задач навредит успеваемости по соответствующим предметам. Школьник должен самостоятельно вникнуть в проблему и решить ее, проанализировав материал.

В первом классе дети должны постепенно привыкать к новой жизни, полной познаний и интересных фактов, а не относиться к обучению как к работе. Понятно, что в раннем возрасте дети несерьезно относятся к школе, предпочитая заводить знакомства с новыми друзьями, нежели сидеть за учебниками. Так что перед родителями и учителями встает задача мотивации школьников к образованию.

Основы взаимопонимания

Когда школьник начинает приносить домой плохие оценки, родители сильно расстраиваются, порой берутся за ремень. На первых порах расстройство мамы и папы стимулирует ребенка на усиленное обучение, но в скором будущем этого будет не достаточно. Родители должны постоянно искать адекватные меры мотивации своих детей, чтобы те старались учиться, не пропускали занятия, относились к домашней работе ответственно.

Если у ребенка появились в дневнике плохие отметки, то родители сразу должны задуматься о помощи в решении проблемы неуспеваемости. В большинстве случаев как раз невнимательность и безразличие взрослых приводит к плохим оценкам в школе. Если падает успеваемость, то следует проделывать работу над ошибками, вместе анализировать непонятный материал, обсуждать причины, которые влекут за собой проблемы с конкретными предметами.

Раскрутить школьника на беседу очень просто. Достаточно проявить заинтересованность его личной жизнью. Мама не успеет обернуться, как ее чадо уже все ей расскажет в ярчайших подробностях. У кого-то проблемы с одноклассниками или учителями, кто-то предпочитает уделять больше внимания другим дисциплинам, а кто-то просто не способен быстро усваивать материал. Как только будет выявлена проблема, ее сразу нужно вместе решить.

Если долгое время не обращать внимания на школьника, то в итоге он полностью откажется учиться, наступит апатия и безразличие не только к образовательному процессу, но и к семейной жизни. Плохие оценки на самом деле угнетают любого ученика, даже заядлого хулигана-двоечника. Если ребенок вовремя не получит помощи от близких, то можно забыть о светлых перспективах поступления в ВУЗ.

Грань между «можно» и «нужно»

В младшей школе не следует заставлять детей учиться, их нужно мотивировать и заинтересовывать образовательным процессом. Помощь родителей должна сводиться к советам. Однако есть знания, которые дети обязаны иметь в определенном возрасте. К примеру, таблицу умножения нужно заставлять учить. Если это не делать, то в будущем возникнут проблемы с целой областью знаний. Учить правила – нужно, без них ребенок не научится грамотно писать даже на родном языке.

Заставлять делать уроки, если школьник не понимает материал, просто бессмысленно. Правильно будет объяснить ему эту область, помочь в анализе и решении. Родители должны сами понимать, что нужно заставлять делать, а в чем требуется их участие.

Александр Карлов

Приятно, что занятия проходят на одном дыхании и всегда по-разному. Мы размышляем над теоретическими вопросами, решаем тесты, задания из олимпиад, в общем репетитор старается развивать меня, за что ему большое спасибо.

Диана Магузова

Честно сказать, я думала, что не сдам ЕГЭ по истории. В феврале я нашла этот сайт и стала заниматься с репетитором по скайпу дважды в неделю по полтора часа. Уже после первого месяца занятий я начала успешно выполнять задания в тестовой части, и в итоге сдала историю на очень высокие баллы! Спасибо!

Сейчас читают:
Статьи
Секреты оптимального режима сна и бодрствования

Самым «болезненным» периодом для школьников всегда считается переход от отдыха к учебе....

Примеры «необязательных» родительских взносов в школе

Тема родительских взносов остро стоит в любом отечественном учебном заведении,...

Как сделать зимние каникулы незабываемыми для ребенка?

Зимние каникулы ждут все – и взрослые, и дети. Мы идеализируем это время, думая: «У...

Основные правила борьбы со страхом перед экзаменами

Экзамены – едва ли не единственная пора, которая действительно пугает школьников....

Самые частые проблемы одаренных детей и пути их решения

У многих одаренных детей с раннего возраста появляются преувеличенные страхи. В...

3 основных этапа подготовки ученика к школе

Подготовка ребенка к школе – очень важный процесс. Он требует высокой ответственности и...

Основы правильного рациона на завтрак школьника

Влияет ли правильный прием пищи на успеваемость ребенка? Многим может показаться, то между...

Как повысить успеваемость школьника в середине осени?

Осень – самое нелюбимое время года для школьников. Во-первых, многие из них еще...